часы

Для вас коллеги


Формирование у  учащихся межпредметных умений, на основе освоения картографического метода.
«Карта есть «альфа и омега»
  (т.е. начало и конец) географии.
От карты всякое географическое
исследование исходит и к карте приходит,
с карты начинается и картой кончается».
 Н. Н. Баранский.
     Картографическая грамотность нужна современному человеку не менее, чем компьютерная. Карты, атласы, космические снимки становятся предметом повседневного спроса, массового использования. Научная картография обеспечивает все виды исследований в науках о Земле и планетах. Велика роль научной картографии в изучении природных, социальных, экономических и экологических проблем, в раскрытии различных аспектов взаимодействия и функционирования природы и общества.
     В настоящее время пользователями картографической информации становятся не только специалисты географы, но и любой современный человек. Карты мы видим на экранах телевизоров, на страницах газет, в учебниках, в рекламе и т. д. Решение задач, направленных на ликвидацию картографической безграмотности, требует оснащения школ новейшими картографическими пособиями.  (Об оснащенности кабинета).
    Географическая карта - особый  объект изучения. Её нельзя заменить ни текстом, ни устной речью, ни рисунком. Не случайно она возникла раньше письменности. Извлечение знаний из данного источника – это всегда мыслительный процесс на том или ином уровне самостоятельности.    Анализируя карту, учащиеся учатся сравнивать, отбирать необходимый материал, систематизировать его, обобщат, раскрывают причинно-следственные связи географических процессов и явлений, делают выводы.
   Деятельность учащихся с картами разнообразна.  Обучение их знанию карты, её пониманию, чтению уделяется много внимания в преподавании географии.  При обучении чтению географической карты стремлюсь развивать у учащихся географическое мышление, научить их мыслить комплексно и пространственно. Определение «географическое мышление» дано Н.Н. Баранским. Отличительная черта такого мышления заключается в привязке к территории, умении рассуждать по карте, использовать карту как источник познания окружающей действительности. По существу его не возможно отделить от картографического пространственного мышления.
 При начальном знакомстве с картой учащиеся оперируют конкретно-образным и формально логическим мышлением.
   Для дальнейшего развития мышления нужно целенаправленное использование карт. Учить анализировать карту, проводить по ней сравнения и  обобщения, т. е. создавать основу для формирования пространственного и логического мышления.
    Велика роль в этом  тематических карт. Они помогают выявить пространственно-временные и причинно-следственные связи между природными процессами и явлениями, показанными на карте. Это сложно т.к. устанавливается взаимосвязь между имеющимися знаниями  и приобретёнными из конкретной карты. Например, в процессе работы с тематическими картами очень часто ставлю перед учащимися  вопросы по определению географического  положения объектов относительно друг друга, каких то форм рельефа, климатических поясов, стран и регионов.
- В какое море впадает река Обь (Волга, Амур).
- Устье какой реки располагается восточнее Оби и Енисея (Невы или Печоры).
- На территории каких государств, расположены горы Кордильеры.
  Неоднократное повторение работы с картой приводит к созданию зрительного образа взаимного расположения на карте крупных форм рельефа, тектонических структур. Это важно,  потому что он помогает учащимся выполнять целый ряд заданий по другим темам, т.к. многие вопросы по другим темам имеют географическую привязку к крупным формам рельефа.
- какой климат характерен для Прикаспийской низменности (Восточной Сибири, Северо-Западного экономического района).
- Какие природные зоны можно встретить на Великих равнинах (Амазонской низменности).
      Чтобы ответить на эти вопросы необходимо знать местоположение объектов на карте не только физической, но и тематической.
        При закреплении или проверке текущего материала я использую тесты- минутки, рассчитанные на 5 минут урока. Они содержат 8-10 вопросов и выполняются без карты. Они поверяют знание географической карты и географического пространства. Они строятся по принципу альтернативного теста.
   Так в конце урока по теме «Страны Южной Америки» провожу альтернативный тест, который требует однозначного ответа «да» или «нет».
-Колумбия и Боливия не имеют выхода к морю
- Бразилия лежит севернее Аргентины.
- Венесуэлу море омывает с юга



  На уроках обобщающего повторения даю задания проверочного характера на развитие памяти и умение представлять карту  (7 класс).
Тема «Африка».
1. Для того чтобы совершить трансафриканское путешествие с запада на восток, вам придется пересечь Чад, Мали, Судан, Мавританию, Сомали, Эфиопию и Нигер. Напишите названия этих стран в том порядке, в каком они действительно располагаются в Африке. (Без карты).

Тема: «Страны Южной Америки».
  1. Начертите по памяти контур Южной Америки.
  2. Проведите границы всех стран, расположенных на этом материке.
  3. Напишите названия всех стран и их столиц.

Тема: «Рельеф Евразии».
    Представьте себе, что вы прилетели из другой Галактике на планету Земля, для её изучения. Ваш космический корабль совершил посадку в точке с координатами 46 с. ш., 47 в. д. В процессе изучения района, ограниченного на севере 50 с.ш.,40 в.д., на западе 40в.д. и на востоке 50 в. д. (найдите его на карте), вам необходимо ответить на вопросы:
  1.  На какую форму рельефа приземлился ваш космический корабль?
  2.  Как она называется?
  3.  Как образовалась?
  4.  Какими горными породами она сложена?
  5. Как они залегают?
  6. Какие процессы и как её изменяют?

         Так при изучении Африки провожу следующую работу: в течении 1-2 минут учащиеся внимательно рассматривают физическую карту Африки. Запоминают очертания берегов материка, расположения рек и озёр. Затем со столов убираются атласы. Учащиеся должны по памяти изобразить контур Африки, показать расположение рек и озёр, форм рельефа и других географических объектов. На эту работу отвожу 10 минут. Проверка показывает, что большинство учащихся справляются с этим заданием и довольно правильно отмечают все изученные объекты.
      Большие возможности в формировании картографических представлений даёт работа на контурных картах. Закрепление в памяти учащихся картографических представлений происходит в то время, когда они заполняют контурные карты. Работа на контурных картах – это важное экономное средство изучения и закрепления в памяти карты, развития столь необходимых в практической жизни представлений. Работа на контурных картах (только не механическая, а в определённой степени творческая) развивает самостоятельное мышление учащихся, их умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы. Они всегда отражают индивидуальные особенности каждого учащегося. Сначала учащиеся овладевают умением отождествлять крупнейшие объекты на физической стенной и подручной контурной карте, затем постепенно развивается умение ориентироваться на карте без надписей.
    Для проверки знаний учащихся заранее на контурных картах расставляю цифры около объектов по темам, на которые проводится данная проверка. Учащиеся на отдельном листочке пишут названия объектов  по номерам и дают им краткую характеристику.

   В настоящее время задача учителя заключается в том,  чтобы  учебный процесс отражал реалии сегодняшнего дня, те события, которыми живёт вся страна, а не был, изолирован от проблем современной жизни, т.е. «реальное» обучение. Большое внимание уделяю обучению учащихся самостоятельному составлению карт и картосхем (прием моделирования новых карт) по различным источникам: материалам периодической печати, тексту учебника, объяснению учителя, статистическим таблицам, общим картам, поставленным проблемным вопросам.  Составление новой карты позволяет учащимся глубже усвоить причинно- следственную зависимость изучаемых явлений природы.
  Так, при изучении особенностей климата Северной Америки используя прием моделирования.  Создаётся новая карта на которой отражены зависимость климата Северной Америки от климатообразующих факторов.     На основе созданной на контурной карте модели, учащиеся могут объяснить особенности климата любой территории материка, раскрыть причинно-следственную связь между всеми элементами, характеризующими климат.
Вопросы на проверку понимания особенностей климата.
      1. Почему в средних и высоких широтах очень большая разница между температурами лета и зимы?  А на крайнем юге Северной Америки начиная от Никарагуа, почти не бывает сезонных различий температуры.
    2. Какое влияние на климат материка оказывают теплое течение Гольфстрим и холодное Лабрадорское течение?  Ответ обоснуйте, данными созданной вами карты.
      3. Чем объяснить разницу в замерзании морей Тихого и Атлантического океанов у берегов Северной Америки?  А также зимнюю положительную аномалию температур к северу от 40 параллели и отрицательную – к югу от той же параллели?
    4. Объясните изменение количества осадков с запада на восток по параллели 40 градусов.
        Каждая школа должна располагать набором обзорно-географических и топографических карт своего края, района, города. Работа с этими картами способна пробудить активную практическую заинтересованность в изучении природы, населения и хозяйства родного края. (Демонстрация плана Нового города). Например: изучая план Нового города на кружке, учащиеся задались вопросом – «Может «спальный» район крупного города быть местом экскурсии»? Он стать основой для выбора темы проектом: «Пособие-путеводитель «Экскурсия по микрорайону Новый город». (Демонстрация  проекта).

Сложным этапом обучения является создание представлений о взаимосвязях природных компонентов района. Например, при изучении природных районов России разбираем вопрос – Как внешний вид растительного покрова помогает раскрытию его взаимосвязей с другими компонентами природы. Для учащихся важно знать, в какой последовательности это делать. Даю схему климат- растительность- рельеф почва.
    Создание образа района на основе использования комплекса карт провожу в такой последовательности:
1. Изучаемый район мысленно разместить на различных по содержанию картах.
2. По карте природных зон представить характер растительности, опираясь на климатическую карту.
3. По физической карте используя приём её наложения на тектоническую и геологическую, представить и объяснить особенности рельефа, состав полезных ископаемых.


      Таким образом, карта является необходимым источником знаний, а умение работать с картой: читать её, анализировать, составлять карты различного содержания, создавать модели новых карт – является одним из основных географических умений, которым должны обладать учащиеся в процессе обучения географии. Эти умения они смогут применять  в различных ситуациях повседневной жизни; работа с информацией, заданной в различном виде, позволяет научить школьников самостоятельно применять имеющиеся знания, вести поиск новых.
   Показателем качества урока является такая организация деятельности учащихся, которая способствует подготовке их к жизни, к поведению в природе, на производстве, в обществе.  
Тема «Страны Южной Америки».
(Выполняется без карты).
1. Колумбия и Боливия не имеют выхода к морю?
2. Бразилия лежит севернее Аргентины?
3. Чили граничит с Аргентиной, Боливией, Перу?
4. Венесуэлу море омывает с востока?
5. Чили вытянута с севера на юг?
6. Государство Перу омывает Атлантический океан?
7. Аргентину омывают два океана Атлантический и Тихий?
8. Бразилию Атлантический океан омывает с востока?
9. Территория Аргентины более вытянута с запада на восток?
10. Колумбия и Венесуэла лежат к северу от Бразилии?
Задания проверочного характера на развитие памяти, умения представлять карту. (7 класс).
Тема «Африка».
1. Для того чтобы совершить трансафриканское путешествие с запада на восток, вам придется пересечь Чад, Мали, Судан, Мавританию, Сомали, Эфиопию и Нигер. Напишите названия этих стран в том порядке, в каком они действительно располагаются в Африке. (Без карты).
Тема: «Страны Южной Америки».
  1. Начертите по памяти контур Южной Америки.
  2. Проведите границы всех стран, расположенных на этом материке.
  3. Напишите названия всех стран и их столиц.
Тема: «Рельеф Евразии».
    Представьте себе, что вы прилетели из другой Галактике на планету Земля, для её изучения.Ваш космический корабль совершил посадку в точке с координатами 46 0 с. ш., 47в. д. В процессе изучения района, ограниченного на севере 50 с.ш.,40 в.д., на западе 40в.д. и на востоке 50 в. д. (найдите его на карте), вам необходимо ответить на вопросы:
  1.  На какую форму рельефа приземлился ваш космический корабль?
  2.  Как она называется?
  3.  Как образовалась?
  4.  Какими горными породами она сложена?
  5. Как они залегают?
  6. Какие процессы и как её изменяют?


Тесты, проверяющие знание географической карты и географического пространства, построенные по принципу альтернативного теста на примере материка Евразия.

1. В каждой паре подчеркните страну расположенную:

Севернее
Западнее
1. Норвегия - Дания
1. Россия - Польша
2. Испания - Бельгия
2. Великобритания - Франция
3. Чехия - Венгрия
3. Италия - Испания
4. Швейцария - Германия
4. Индия - Вьетнам
5. Греция - Польша
5. Греция - Турция

2. В каждой паре подчеркните реку, расположенную
Южнее
Восточнее
1. Рейн -Дунай
1. Волга - Обь
2. Волга - Амударья
2. Лена - Енисей
3. Хуанхэ - Янцзы
3. Дунай - Днепр
4. Висла - По
4. Дон - Урал
5. Амур - Лена
5. Амур - Сырдарья

  1. В каждой паре подчеркните озеро большее по площади:
Больше
1. Каспийское - Аральское
2. Лобнор - Ладожское
3. Онежское - Байкал
4. Женевское - Ханко
5. Аральское - Ладожское

  1.   В каждой паре подчеркните горы, расположенные севернее
Севернее
1. Уральские - Гималаи
2. Кавказские - Карпаты
3. Альпы - Скандинавские
4. Памир - Гималаи
5. Уральские Алтай

 Овладение учащимися способами познавательной деятельности и универсальными учебными действиями при изучении географии.
На уроках географии   есть широкие возможности для формирования у учащихся  способов познавательной деятельности и универсальных учебных умений. Для этого необходимо учить школьников самостоятельно выявлять факты, объяснять их, находить закономерности, давать им оценку. Важным компонентом географических знаний является умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и процессами. Однако     учащиеся даже в старших классах часто путают причины и следствия между собой, не могут определить последовательность протекания отдельных явлений, затрудняются прогнозировать следствия.
     Самостоятельность учащихся в изучении географии проявляется только тогда, когда их деятельность осуществляется с теми или иными источниками знаний или их сочетаниями.
 
 Познавательную деятельность у учащихся формирую через приём моделирования географических ситуаций и явлений на контурной карте.     Это способствует формированию пространственного мышления, умению применять имеющиеся знания в новых условиях.
 Так при изучении темы «Движение плит литосферы» учащиеся строят модель «Изменение положения материков через миллионы лет».
Тема: « Климат материка Южная Америка».
 Анализируя карты, учащиеся делают краткие записи по  характеристики страны, форме  рельефа, климата, строят графические модели.